Самое верное средство дискредитировать
новую политическую (и не только политическую) идею
и повредить ей состоит в том, чтобы во имя защиты ее,
довести ее до абсурда.

В.И.Ульянов

Российский рынок меди: проблемы и перспективы

​В ближайшие годы российских производителей меди ожидают новые испытания. Помимо западных санкций, это также снижение сырьевой базы медьсодержащих руд и дефицит инвестиций на ее расширение, а также экологические проблемы, связанные с деятельностью предприятий. В этих условиях металлургам следует обратить особое внимание на внутренние неиспользуемые резервы, такие как снижение издержек производства, повышение извлечения полезных элементов из сырья, а также переработка или реализация промышленных отходов, ранее размещенных на полигонах.

По оценке аналитиков METALRESEARCH, в России ежегодно производится около 550-560 тысяч тонн медного концентрата, являющегося основным сырьем  для производства черновой (анодной) меди. Кроме концентрата, для выпуска черновой и рафинированной (катодной) меди используется вторичное сырье - медьсодержащий лом, сбор которого превышает 500 тысяч тонн в год. В структуре ломов только 10% приходится на отходы текущего производства, остальные 90% - на амортизационный лом.

По расчетам METALRESEARCH, доля вторичного медьсодержащего сырья в структуре производства черновой меди с 1990 по 2007 годы колебалась от 10 до 37 %. Минимум этого показателя (10-16 %) отмечался в 1994-1996 годах, что было связано с дефицитом лома, который тогда массово шел на экспорт. В настоящее время в целом по России доля вторсырья в выпуске рафинированной меди составляет 21-22%. А с учетом использования лома при производстве черновой меди, используемой для выпуска рафинированной меди, достигает 33-34 %.

В СССР сбором и переработкой лома цветных металлов, в том числе медного, занималось объединение «Вторцветмет», имевшее свои филиалы в каждом регионе страны. С переходом к рыночнойэкономике местные подразделения системы общесоюзного Минцветмета были преобразованы в акционерные общества и почти все успешно продолжили традиционную деятельность.

С 1995 года в постсоветской России резко возрос сбор медного металлолома, что было связано с отменой лицензирования экспорта лома и отходов цветных металлов. Тогда же увеличилось число заготовительных фирм, заинтересованных в вывозе лома заграницу, что было довольно прибыльным бизнесом в условиях резкой инфляции и роста курса доллара по отношению к рублю. Определенную «лепту» в рост объемов сбора внесли и хищения изделий из цветных металлов, как с предприятий, так и у частных лиц.

С введением в 1999 годувысоких таможенных пошлин на вывоз медного лома активность компаний-сборщиков снизилась, объемы сбора упали. С 2003 года внутренний спрос на медный лом снова вырос. Стимулом к этомупослужил рост мировых цен на красный металл, что повлекло за собой ирост внутренних закупочных цен.

Переработкой медного лома в России занимаются предприятия-производители черновой и рафинированной меди, а также кабельные заводы и заводы по обработке цветных металлов. Некоторые из них создали свои мощные заготовительные структуры. Часть заготовительных компаний и предприятий организовали производство на экспорт медных сплавов, в первую очередь латунь. Однако, в отличие от вторичных алюминиевых сплавов, эта продукция не нашла такого большого спроса на внешнем рынке.

В России заготовка, переработка и реализация лома и отходов цветных металлов подлежит лицензированию, в соответствии с Федеральным законом №128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию и постановлением Правительства  РФ №766 от 14.12.2006 «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов».

Ужесточение лицензионных требований (прежде всего обязательное условие наличия аналитического и кузнечно-прессового оборудования) сократило количество компаний, занимающихся сбором металлолома. Например, на 1 января 2008 году лицензиями обладали 3097юридических лиц, из них 681 так и не вело соответствующую деятельность. На 1 января 2009 года лицензии имелись уже только у 2219 юрлиц.

В сентябре 2007 года Уральская горно-металлургическая компания (УГМК, генеральный директор Андрей Козицын) и Русская медная компания (РМК, председатель совета директоров Игорь Алтушкин) учредили совместную структуру по закупке медного лома – ООО «Уральская сырьевая компания» (УСК, Екатеринбург). Это позволяло двум холдингам контролировать практически весь рынок медных ломов России и распределять собранные объемы между собственными предприятиями «по справедливости».

Сейчас деятельность ООО «УСК» прекращена. Оба холдинга занимаются сбором ломов самостоятельно. На наш взгляд, это влечет за собой как увеличение конкуренции между компаниями, так и рост и без того высокой цены на медный лом. Лидерами в заготовке медного лома в последние годы считаются ООО «Уралвторцветмет» (Екатеринбург) и ООО «Уралэлектромедь-Вторцветмет».

На выпуске черновой (анодной) меди в качестве товарной продукции специализируются пять предприятий. Четыре из них входят в дивизион цветной металлургии УГМК. Это ООО «Медногорский медно-серный комбинат» (ММСК, Медногорск, Оренбургская область) и три предприятия в Свердловской области: ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» (СУМЗ, Ревда), АО «Святогор» (Красногорск) и филиал «Производство металлов» АО «Уралэлектромедь» (Верхняя Пышма). Пятое, ЗАО «Карабашмедь» (Карабаш, Челябинская область) принадлежит холдингу РМК.

Мощности по выпуску анодной меди имеют еще несколько российских предприятий. Два из них, АО «Кольская горно-металлургическая компания» (КГМК, Мурманская область) и Заполярный филиал ГМК «Норильский никель» (Норильск, Красноярский край) относятся к группе компаний ПАО «Норникель» (президент Владимир Потанин). ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод» (КМЭЗ, Кыштым, Челябинская область) – к холдингу РМК.

Доля вторичного сырья в загрузке медеплавильных предприятий Урала различна. Выделяются два предприятия с высоким показателем использования медного лома (более 50 % сырья) – «Карабашмедь» (Челябинская область) и «Уралэлектромедь» (Свердловская область). У других производителей товарной черновой меди доля вторсырья не превышает 17-25%.

Рафинированную (катодную) медь в России производят шесть предприятий. В составе «Норникеля» это Заполярный филиал и Кольская ГМК. В УГМК – «Уралэлектромедь». В РМК – КМЭЗ, ЗАО «Новгородский металлургический завод» (НМЗ, Великий Новгород) и ОАО «Уралгидромедь» (Полевской, Свердловская область).

Источники сырья для производства рафинированной меди и их соотношение на предприятиях России достаточно существенно различаются.Заполярный филиал ГМК «Норникель» практически всю рафинированную медь выпускает из первичного сырья – медно-никелевого концентрата из руды, добываемой на Таймыре. В Кольской ГМК мощности по рафинированию красного металла имеются только на комбинате «Североникель» (Мончегорск). Сырьем служит привозной материал с Заполярного филиала и медно-никелевый файнштейн с другого предприятия КГМК – комбината «Печенганикель» (Печенга).

В холдинге УГМК выстроена цепочка, в рамках которой головное предприятие «Уралэлектромедь» рафинирует черновую медь, поставляемую с других предприятий холдинга – ММСК, комбината «Святогор» и СУМЗ. По оценкам METALRESEARCH, во второй половине 1990-х годов доля лома в производстве рафинированной меди «Уралэлектромедь» составляла около 30%, затем снизилась до 24-26 %.

Свою специфику имеет производственная база холдинга РМК, созданного на основе компаний, занимавшихся сбором вторичного медьсодержащего сырья. Когда медеплавильные заводы Урала вошли в состав УГМК, они перестали поставлять черновую (анодную) медь на КМЭЗ. И сейчас медеэлектролитный завод в Кыштыме получает черновую медь с завода «Карабашмедь». А доля медного лома в производстве рафинированной меди на КМЭЗ увеличилась до 45-50%.

Новгородский металлургический завод РМК работает исключительно на медьсодержащих ломах. А «Уралгидромедь» остается единственным в России предприятием, выпускающим рафинированную медь непосредственно из окисленных медных руд по технологии «выщелачивание – экстракция – электролиз».

На мой взгляд, в ближайшее время мы увидим усиление конкурентной борьбы между основными игроками на рынке меди, усиление контроля со стороны государства за экологическими составляющими производства, увеличение размеров платы за размещение отходов.

В этой ситуации преимущество получит тот, кто сможет задействовать внутренние резервы: повысить извлечение полезных элементов из сырья, вовлечь в производство отходы, размещенные на полигонах, отказаться от ряда расходов не связанных с производством (снизить себестоимость продукции).  
 
Павел Авдеев, специально для Фонда «Современная Политика»

Об авторе:

Павел Леонидович Авдеев родился в 1973 году. В 1994 году окончил Ярославское высшее военное финансовое училище (ЯВВФУ) имени генерала армии А.В. Хрулева, специальность «экономист». В 2011 году - Российскую Академию Государственной Службы при Президенте РФ, специальность «Государственное и муниципальное управление». В 2014 году - Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, магистерскую программу «Металлургия».

Кандидат экономических наук. Член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ, Санкт-Петербург). Заслуженный работник промышленности Республики Северная Осетия-Алания.

Участник заседаний Межправительственных комиссий по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и рядом Балканских государств и стран ближнего зарубежья. Состоял в должности Государственного советника Президента Республики Южная Осетия по вопросам социально-экономического развития РЮО.

Автор ряда научных статей о вовлечении в производство отходов металлургии. Соавтор технологий, связанных с переработкой отходов металлургических предприятий.

После увольнения в запас во времена масштабного сокращения численности Вооруженных Сил прошел путь от бухгалтера до генерального директора крупнейшего металлургического завода по производству цинка. Руководил рядом предприятий, как в горнодобывающей промышленности, так и в сфере переработки цветных металлов.

Награжден «Орденом Дружбы» Республики Южная Осетия.

  • Социально-экономические коммуникации
  • Политические коммуникации
  • Социологические исследования
  • Маркетинговые исследования
  • Оценка политических рисков для инвестиционных проектов