Самое верное средство дискредитировать
новую политическую (и не только политическую) идею
и повредить ей состоит в том, чтобы во имя защиты ее,
довести ее до абсурда.

В.И.Ульянов

«Мобилизационная экономика» как фактор модернизации современной России

Результаты либеральных экономических реформ, которые проводились в России с начала 90-х годов прошлого века, достаточно известны. Страна в настоящее время нуждается в системной модернизации.

Что, прежде всего, необходимо предпринять в таких условиях, чтобы модернизировать экономику страны и возвратить ее на интенсивные пути развития? Считаем, что необходимо принятие инновационных мер в форме мобилизационной экономики. Содержанием ее в современных условиях должно явиться следующее.

Первое. Модернизация современной экономики России должна осуществляться «от достигнутого». Здесь следует согласиться с древней восточной мудростью: «не закапывай старый колодец, не выкопав новый», что предполагает:

- никакой сплошной национализации (за исключением энергетического комплекса, который должен быть государственным) – она только углубит существующий экономический кризис, создаст неблагоприятные внутренние и внешние условия для проводимых преобразований. Нового передела собственности страна не выдержит;
- при проведении реформ в России необходимо навести должный, жесткий правопорядок в уже имеющихся производственных отношениях. Главным здесь явится прежде всего проведение реальной и эффективной антикоррупционной деятельности.

«От достигнутого» успешно проводились реформы во многих странах. Такая методология применима и в современной России. При этом важно учитывать соответствующий отечественный и зарубежный опыт. Реформируемая экономика должна иметь преемственность и правовую защиту как условие для эффективного развития.

Второе. Наряду со сложившейся системой производственных отношений, основанных на частной собственности, необходимо незамедлительно приступить к созданию мощного государственного сектора на стратегических направлениях развития страны, что предполагает:

- «достигнутое» должно быть обязательно дополнено созданием эффективного государственного сектора экономики. Здесь особо важно «возвращение» государства в экономику. «Возвращение», чтобы, как говорил в свое время Ф. Рузвельт: «строить, строить и строить», в первую очередь производственные мощности в стратегически важных отраслях. Наши расчеты показывают, что в условиях тотального кризиса и в переходный период соотношение государственного и частного производства наиболее целесообразно в пропорции, близкой к 3:1. Это подтверждает и международный опыт антикризисного управления;
- без существенного расширения государственного сектора экономики восстановить традиционные для России отрасли промышленного производства невозможно. Не менее 70% всей авиационной техники, станков, автомобилей, морских и речных судов, строительных материалов, вычислительных машин и блоков, другой высокотехнологичной промышленной продукции, отнесенной к стратегически необходимой, должно производиться преимущественно на государственных предприятиях или на предприятиях государственно-частного партнерства. Либеральный рынок решить такую задачу в современных условиях не в состоянии в принципе;
- наряду с восстановлением государственного сектора экономики особо важным явится введение на предприятиях всех форм собственности «обязательного государственного заказа» (ОГЗ) на производство необходимой стране продукции, используя при этом опыт «оборонзаказов». В этом, полагаем, заключается важнейшая предпосылка единения интересов государства и бизнеса. Такой подход, с одной стороны, окажет существенную поддержку отечественному бизнесу, а с другой − создаст условия для расширения российского внутреннего рынка, особенно в направлении его стратегического развития и модернизации. При грамотном менеджменте «политика обязательного госзаказа» может быть сравнима с политикой НЭП, применительно к нынешним историческим условиям;
- обеспечение реализации конституционного положения о том, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (Статья 9). Важно ввести жесткий государственный контроль за использованием природно-сырьевых ресурсов России, разработав при этом программу их эффективного освоения, в первую очередь, собственными силами;
- государству в первоочередном порядке необходимо вернуться и к более эффективному управлению энергоресурсами. Для России энергетический фактор – больше, чем власть. В чьих руках этот «рубильник» – тот и настоящий хозяин страны. Восстановив государственное управление энергетикой в полном объеме, важно довести до практической реализации и уже заявленную идею о России как мировом энергетическом центре, оформив ее концептуально. Это, полагаем, будет способствовать возвращению страны в число реальных мировых экономических лидеров;
- по экспертным заключениям, Россия самостоятельно может обеспечить продовольствием более 500 млн. человек. Но, в то же время, существенно значительная часть продовольствия импортируется даже в условиях существующих санкций и эмбарго. Вопрос восстановления агропромышленного комплекса необычайно актуален, его уже следует рассматривать в контексте государственной безопасности. Нами предлагается вернуться к традиционным формам кооперации, разработанным еще Н. Чаяновым, созданию госхозов, восстановлению всей системы производства, хранения и переработки сельхозпродукции при государственной поддержке. При этом считаем, что без осуществления политики «обязательного госзаказа» на производство сельскохозяйственной продукции решить продовольственные проблемы в стране невозможно;
- не менее важно максимально совершенствовать с участием государства основные виды услуг. Особенно необходимо реформировать систему финансовых, строительных и транспортных услуг на импортозамещающих условиях. Здесь также необходима системная государственная политика на основе научно обоснованных «госзаказов»;
- без эффективной государственной поддержки невозможно решить и вопросы, связанные с процессами построения «информационного общества». Такая работа должна стать особо приоритетной. Как известно, все современные передовые экономические преобразования проходят в контексте «информационной революции». «Кто владеет информацией – владеет миром». Это высказывание давно перешло в практическую плоскость в наиболее развитых странах современного мира. Необходима разработка и реализация специального научного проекта «Построение информационного общества», охватывающего информатизацию, начиная с местных советов до центральных органов власти.

Третье. «Мобилизационная экономика» предполагает изменение государственного финансового менеджмента. Как известно, современный мир «управляется» финансами. Их роль и значение иногда более существенны, чем других ветвей и средств власти. Для России финансовая суверенизация, «национализация рубля» – объективная необходимость. Здесь особо требуются реформы, в основе которых лежало бы реальное подчинение финансовой системы государству. Такая политика позволит решить проблемы мобилизационного характера, используя собственный финансовый менеджмент в интересах собственной страны. Тем более, что в государстве деньги есть, просто их надо рационально и эффективно использовать.

В качестве первоочередных задач при проведении суверенной финансовой политики целесообразно было бы предпринять следующие меры:

- провести «национализацию» рубля, который бы был способен выполнять атрибутивные функции денег в полном объеме. Для этого Центральный Банк России должен работать не автономно, а под жестким управлением Президента;
- пересмотреть государственную политику на ожидание прихода прямых иностранных инвестиций, которая, как показывает практика, стратегически малоэффективна, особенно в условиях санкций;
- государству минимум на 10 лет целесообразно законодательно объявить мораторий на вывод из страны финансовых средств, кроме отдельных случаев, предусмотренных законом;
- ввести порядок обязательной продажи государству 50% экспортной выручки от реализации сырьевых ресурсов;
- осуществить сокращение резервных фондов и валютных резервов путем изъятия их из зарубежных банков, перечисления в госбанки и направления на инвестиционные цели; резервы довести до минимальных величин, необходимых в чрезвычайных обстоятельствах. Деньги должны работать исключительно на собственную экономику;
- государству необходимо установить строжайший и открытый для общества контроль расхода средств от реализации на внешних рынках, в частности, нефти и газа;
- пошлину на экспорт энергоресурсов целесообразно определить на уровне пошлин в северных странах Евросоюза;
- обеспечить постепенный переход к продаже природно-сырьевых ресурсов и других стратегических товаров за отечественные рубли;
- провести реальную борьбу с оффшорами за возвращение капиталов из-за рубежа, за перевод всех предприятий и, в первую очередь, с государственной долей в российскую юрисдикцию;
- все полученные доходы в России должны облагаться налогом в России;
- внедрить прогрессивную шкалу налогообложения;
- разрешить Центробанку осуществлять дополнительную эмиссию ценных бумаг под крупнейшие общегосударственные проекты.

Имеются и другие формы и методы использования финансовых ресурсов для обеспечения соответствующего проведения политики «мобилизационной экономики».

Четвертое. «Мобилизационная экономика» предполагает наряду с непосредственным «возвращением государства в экономику» максимальное привлечение трудовых ресурсов, то есть населения, к созидательной трудовой деятельности, что может явиться одним из основных «инвестиционных» источников проводимых преобразований. Это необычайно важно, поскольку только труд является источником любого богатства. В данной связи в качестве конкретных мер предлагается следующее:

- государство должно «мобилизовать» на активную трудовую деятельность все население. То, что в стране около 30 миллионов трудоспособного населения «неизвестно чем занято» – недопустимо. В качестве первоочередных мер назрела необходимость принятия поправок в Конституцию РФ, которые определили бы, что труд это обязанность каждого трудоспособного гражданина России;
- в стране миллионы «бомжей», наркоманов, других лиц, имеющих склонность к девиантному поведению. Государство должно предоставить им шанс трудиться на общественно значимых работах, как это было осуществлено в период преодоления Великой американской депрессии в США;
- предлагается наделить всех желающих граждан Российской Федерации земельными участками для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Самая большая по территории страна в мире в состоянии себе это позволить. В частности, вокруг крупных промышленных городов за относительно непродолжительное время может реально возникнуть «одноэтажная Россия» по типу «одноэтажной Америки»;
- для индивидуальных производителей, получивших земельные участки, важно создать систему государственной и муниципальной поддержки. История России свидетельствует, что именно личные подсобные хозяйства в условиях войн, кризисов и разрухи всегда играли исключительно важную роль в обеспечении страны продовольствием. Наши расчеты показывают, что дополнительное привлечение к работе в ЛПХ 10 млн. населения, в том числе неработающих пенсионеров, увеличивает производство продуктов питания (мясо, молоко, овощи, фрукты) в стране на 20%;
- целесообразно восстановить реальную всеобщую воинскую обязанность. Не занятых непосредственно в обороноспособности страны военнослужащих привлечь к хозяйственно-восстановительным работам в форме ранее эффективно работавших стройбатов. Это позволит не только решать некоторые общезначимые государственные строительные задачи, но и будет способствовать обучению молодежи созидательному труду, дисциплине, организованности и порядку;
- необходимо на новом качественном уровне восстановить профессионально-техническое образование в соответствии с социально-экономическими потребностями государства. Ввести государственный заказ на подготовку специалистов с последующим их трудоустройством. Привлечь к этой важной задаче бизнес, создав преференции и налоговые льготы по расходу средств на образование.

Трудовые ресурсы России огромны. И их необходимо использовать с учетом международного и отечественного опыта, что явится важнейшей предпосылкой эффективного выполнения задач «мобилизационной экономики». Более того, следует всегда помнить о том, что труд – это не только источник всякого богатства, но, как справедливо отметил еще Вольтер, «работа избавляет от трех великих зол: скуки, порока, нужды».

Пятое. Модернизация функций государственного управления с учетом перехода на «мобилизационные» принципы работы. Такая модернизация предусматривает решение следующих задач:

- переход к «мобилизационной экономике» предполагает восстановление отраслевых министерств и ведомств, что придаст развитию основных отраслей производства кластерные организационные формы;
- не менее важным является восстановление научно обоснованного стратегического планирования и регулирования экономики и социально-экономических отношений в целом, что в большинстве высокоразвитых стран рассматривается как закономерность государственного менеджмента. «Госплан» реанимировать нет необходимости, но опыт его работы использовать целесообразно;
- назрела необходимость усилить роль и значение государства в сфере учета и контроля во всей системе общественного производства.

Модернизация экономических функций государственного управления должна быть направлена в сторону решения задач «мобилизационной экономики». Полезным опытом в данной связи может служить структура работы государственной системы власти в КНР, Сингапуре, в ряде стран Евросоюза.

Имеющийся отечественный опыт индустриализации страны показывает, что Россия в свое время смогла ее осуществить невиданными темпами. Один только пример «мобилизационной экономической деятельности»: при всех сложностях первой пятилетки в ходе ее выполнения в строй входило новое предприятие каждые 29 часов, во второй пятилетке – каждые 10 часов, в третьей, незавершенной из-за начала войны, – каждые 7 часов. Это невиданные в истории человечества темпы промышленного роста. Они еще никогда и никем не были превзойдены. В современных условиях их превзойти не удастся, но использовать опыт советской индустриализации целесообразно и необходимо. В настоящее время Россия имеет все, чтобы мобилизовать государственные усилия на проведение новой индустриализации и создать, либо восстановить мощное государственное промышленное и сельскохозяйственное производство.

В рамках рассмотренного невозможно охватить все аспекты «мобилизационной экономики» как фактора современной модернизации России. Но более чем очевидно, что наряду с наведением должного порядка и дисциплины в существующей системе производственных отношений целесообразно увеличение государственного сектора экономики, введение обязательного госзаказа на импортозамещающую и другую стратегически необходимую продукцию, и рациональное использование всех других ресурсов модернизации. «Мобилизационная экономика» позволит возродить необходимое стратегическое развитие России, обеспечит ее экономическую, политическую, военную и продовольственную безопасность, в существенной степени повысит благосостояние всего населения.

Экспертный совет Фонда «Современная политика»
  • Социально-экономические коммуникации
  • Политические коммуникации
  • Социологические исследования
  • Маркетинговые исследования
  • Оценка политических рисков для инвестиционных проектов