Самое верное средство дискредитировать
новую политическую (и не только политическую) идею
и повредить ей состоит в том, чтобы во имя защиты ее,
довести ее до абсурда.

В.И.Ульянов

Южная Осетия: опыт государственной модернизации

В аналитических докладах Фонда «Современная политика» неоднократно отмечалось, что проблемы развития постсоветских стран и отдельных регионов имеют как много общего, так и специфического.

Два года мирной жизни после грузинской агрессии в Республике Южная Осетия идут интенсивные поиски создания эффективного механизма государственного управления. В данной связи большой интерес представляют инициативы и уже имеющийся опыт по реформированию системы исполнительной власти.

Вполне очевидно, что ранее существовавшая структура исполнительных органов государственной власти являлась неэффективной. Еще год назад непомерно большое количество министерств и ведомств для такой небольшой страны было явно необоснованным и нецелесообразным.

Назначенное в августе 2009 года Президентом РЮО новое Правительство во главе с В. Бровцевым предприняло ряд смелых управленческих реформ, о результатах которых можно говорить в настоящее время как о специфическом опыте государственной идентификации на постсоветском пространстве.

Прежде всего, созданное Правительством жесткое и оптимально структурированное централизованное управление позволило эффективно заработать всей системе исполнительной власти и, что самое главное, организациям и учреждениям непосредственно на местах. Вероятно, наличие сильной вертикали исполнительной власти является не просто целесообразным инструментом антикризисной политики, но и закономерностью радикальных экономических преобразований, независимо от того, где они проводятся. Опыт Южной Осетии в очередной раз это убедительно доказывает.

Наряду с установлением жесткого и эффективно действующего механизма управления, не менее важным является принятие управленческих решений на основе научно обоснованных методов. Здесь мы имеем дело с комплексом проблем, которые охватывают не только непосредственно научное обеспечение принимаемых решений, но и работу с персоналом, применение инновационных подходов в решении как общестратегических, так и тактических задач, учет уже имеющегося опыта, специфики региона, и многое другое. Молодые реформаторы в Южной Осетии в необычайно сложных условиях послевоенного восстановления страны достаточно энергично предпринимали меры в этом направлении, о чем свидетельствуют принятые Правительством РЮО программные стратегические и оперативно-тактические документы. Среди них особо важно выделить комплексную, концептуальную программу «Государственная Программа социально-экономического развития Республики Южная Осетия на 2010-й год», а также более конкретные и адресно ориентированные программы, такие как: развития агропромышленного комплекса, развития ЖКХ, капитального строительства, капитального и текущего ремонта, энергоснабжения и энергосбережения, развития дорожно-транспортной инфраструктуры, экология и природопользования, развития культуры, осетинского языка, издание книг, приобретение оборудования для здравоохранения и ряд других. Если хотя бы часть из того, что представлено этими документами будет реализовано, Республика, действительно, может стать в авангарде применения в государственном управлении инновационных, научно обоснованных методов.

Обращает на себя внимание тот факт, что в реформаторских намерениях Правительства РЮО имеет место не только комплексный подход, но и специально выделяется акцент, направленный на повышение роли и значения человеческого фактора. Так, Правительством инициировано создание программы «Единый кадровый резерв РЮО», направленной на подготовку и переподготовку специалистов из местного населения. Существенным образом расширена социальная помощь населению. В частности, с 1 августа 2010 года пенсии увеличены в два раза. С января 2010 года по решению Правительства началось выделение бесплатных медикаментов льготным категориям граждан. В первом полугодии 2010 года увеличены размеры ежемесячного детского пособия на 30%, лимиты бюджетных ассигнований на питание в школьных и дошкольных учреждениях и т.п. Предприняты также инициативы по существенному расширению инвестиций в развитие науки, культуры и образования. Даже то, что в сложнейших условиях строительно-восстановительных работ удалось найти средства на строительство для населения РЮО пансионата курортно-рекреационной направленности -- явление очень эксклюзивное и важное с точки зрения проведения реальной гуманитарной политики.

Немаловажный опыт антикризисного управления в Южной Осетии имеется и в сфере жестких взаимодействий различных ветвей власти. Многие обозреватели считают это недостатком. Но, с другой стороны, в этом проявляется и положительная тенденция в формировании функционально необходимых позиций различных институтов власти и гражданского общества, при условии, если все это проходит в рамках общих принципов демократизации. В то же время, стратегический консенсус между Президентом, законодательной, исполнительной властью страны необходим. Это, в том числе, следует рассматривать как закономерность управления, направленную на преодоление системного кризиса, что и подтверждает соответствующая югоосетинская специфика.

Важной особенностью государственной модернизации в Южной Осетии является также и то, что в условиях ограниченности ресурсов Правительству все же удалось инициировать внедрение в управление самых современных технологий. В данном случае, здесь речь идет о том, что именно в РЮО, первой из постсоветских молодых государств, инициировано создание «электронного правительства», системы общественного контроля работы Министерства финансов, и т.п.

В стране имеется и другой, заслуживающий внимания опыт государственного менеджмента, который может быть широко использован в качестве критерия модернизации системы управления исполнительной властью в молодых государствах на постсоветском пространстве.

Конкретные результаты проводимых управленческих реформ в РЮО уже имеют место. Если сравнивать в процентном соотношении план и факт первого полугодия 2010 года, то факт поступления денежных средств от собственных доходов Республики превышен более, чем в три раза, или на 329%, а поступление налоговых доходов больше запланированного - на 238%. Все это свидетельствует о том, что реально начали работать механизмы экономического возрождения. Проблем здесь более, чем предостаточно. Но наметившийся процесс их преодоления – налицо. О чем и свидетельствуют приведенные нами данные.

Таким образом, опыт государственной модернизации в РЮО подтверждает то, что эффективность проводимых соответствующих преобразований зависит прежде всего от следующих факторов:

  • необходимости использования общих закономерностей социально-экономического развития;
  • обязательного учета конкретно-специфических особенностей региона;
  • научного обоснования и системности предпринимаемых инновационных реформаторских усилий;
  • адекватного отношения к развитию человеческого фактора и использования его интеллектуального и творческого потенциала фактически во всей системе социальной организации;
  • усиления централизации власти и консолидированного управления.

В целом, анализ послевоенной государственной модернизации в Южной Осетии свидетельствует о том, что в стране создаются достаточно объективные предпосылки для более эффективного восстановления страны и построения научно обоснованных инновационных моделей будущих социальных организаций.

Экспертный совет Фонда «Современная политика»

  • Социально-экономические коммуникации
  • Политические коммуникации
  • Социологические исследования
  • Маркетинговые исследования
  • Оценка политических рисков для инвестиционных проектов